<![CDATA[]]> <![CDATA[]]>

Выставка «Радуйся, Ею же радость воссияет!»

Afisha-go. Афиша мероприятий: Выставка «Радуйся, Ею же радость воссияет!»

С 26 апреля по 27 июля 2025 в Музее истории города Обнинска пройдёт выставка «Радуйся, Ею же радость воссияет!». Иконы Богоматери XV–ХХ веков из частных собраний Москвы.


С 26 апреля по 27 июля
26 апреля 14:00 свободный вход на открытие
По билетам. Работает Пушкинская карта
6+
пр-т Ленина, 128 (на карте)

В православной традиции почитается несколько сотен икон Богоматери, и каждая из них имеет свое особое наименование и свою историю. Появившиеся в раннехристианскую эпоху и сформировавшиеся в искусстве Византии основные типы изображения Богоматери вместе с христианством пришли на Русь.

Одним из самых важных и самых распространенных в русской иконописи стал образ Богоматери Одигитрии. Эта икона была священным палладиумом Византийской империи и находилась в Константинополе в монастыре Одигон. На иконе, по преданию написанной евангелистом Лукой, Богоматерь держит Младенца на левой руке, а правой указует на своего Сына как на Спасителя и Искупителя. В исторических источниках описаны многочисленные чудеса, явленные от этой святыни. На Руси были созданы многочисленные списки с чудотворной Одигитрии. Такие списки, как правило, называли по местам их местонахождения или обретения. К ним относятся, например, Богоматерь Тихвинская и Богоматерь Смоленская.

Особой любовью на Руси пользовался тип Богоматери Елеусы, что значит «умиление». На иконах этого типа Дева Мария прижимается щекой к щеке Младенца Христа. Именно к типу Елеусы относится знаменитая чудотворная икона Богоматери Владимирской, а также иконы Феодоровская, Троеручица и другие. Русские иконописцы иллюстрировали посвященные Богоматери богослужебные стихиры и гимны. Часто мастера обращались к тексту Акафиста Богоматери. Иногда заимствованные из Акафиста эпитеты становились названиями особых иконографических изводов, как, например, Богоматерь «Всех скорбящих радость», Богоматерь Арапетская «О, Всепетая Мати». В XVIII-XX веках, в эпоху Нового времени, иконографическое творчество продолжало развиваться. Возникновение новых типов образов Богоматери могло быть обусловлено разными причинами – и личным благочестием, и значимыми историческими событиями. Так, явление Богоматери во время Первой мировой войны отражено в иконографии «Богоматерь Августовская».

Особый раздел иконографии – изображения так называемых праздников, главных евангельских событий литургического года. Во многих композициях, как, например, «Рождество Богородицы», «Благовещение», «Успение» и других, присутствует Богоматерь. Значительная часть представленных на выставке икон демонстрируется и публикуется впервые. Этот богатый художественный материал расширяет и углубляет наши знания о русском иконописании XV-XX веков.

Торжественное открытие выставки состоится 26 апреля в 14:00. Вход на открытие свободный.